Родители часто недолюбливают школьные проекты. Многие считают, что раз ребенок не может выполнить задание на отлично самостоятельно, нужно сделать все за него. Либо вообще отказаться от участия. Однако если правильно выстроить работу, проектная деятельность может принести много пользы и заложить прочный фундамент для развития школьника. О том, что такое школьный проект, какой должна быть роль родителей в этом процессе и как подобная работа помогает ребенку развить ценные навыки, расскажет психолог Ломоносовской школы Анна Геннадьевна Исаева.
Что нужно знать о школьных проектах
Школьный проект — это совместное исследование учеником и учителем темы, которая интересна ребенку. Проектная деятельность предусмотрена образовательными стандартами для всех классов. Поэтому проекты могут появиться как в средней и старшей, так и начальной школе в качестве учебной или внеучебной деятельности.
Обычно темы выбирает преподаватель, учитывая интересы ребят. Однако приветствуется, когда ученик сам предлагает то, что хотел бы изучить. Ведь главное — заинтересованность ребенка и желание подробнее ознакомиться с предметом исследования. Сама тема должна быть подобрана по возрасту: третьекласснику нет смысла давать задание по разработке бизнес-плана для продажи конфет, но и проект на тему сказки «Колобок» уже будет ему не особо интересен.
Безусловно в начальной школе без помощи взрослых не обойтись. Но важно понимать, что взрослые должны лишь мотивировать, направлять и давать ребенку инструменты для работы. Родители и педагоги советуют, отслеживают выполнение плана, решают вопросы по технической части (показывают, как сделать презентацию, подготавливают рабочие материалы для создания коллажа или стенгазеты), помогают оценить проект и указывают на моменты, которые нужно доработать. Искать информацию и структурировать ее по большей части должен ученик.
Пусть оформление будет неидеальным, а примеров, которые самостоятельно подобрал ребенок, не так много, но зато с задачей он все-таки справился сам. А это значит, получил опыт, а навыки, выработанные в ходе работы, останутся с ним навсегда.
Какие навыки развивает проектная деятельность
1. Креативность
Исследовательский проект — нетипичное задание. Здесь не может быть правильного или неправильного решения. Поэтому проект требует креативного подхода. Например, чтобы создать маршрут для школьного похода, нужно использовать воображение и мыслить нестандартно. Ученику следует продумать, какие места будет интересно посетить всему классу, во что можно поиграть во время дороги, где можно будет перекусить.
В конце всю эту информацию нужно будет оформить и презентовать. Возможно, результатом проекта станет нарисованная на ватмане карта с маршрутом поездки, памятка для ребят «Что нужно не забыть взять с собой в путь», презентация об истории мест, которые предстоит посетить. Вне зависимости от выбранного формата, ученику потребуется проявить творческое мышление при представлении своего проекта.
2. Самостоятельность
Работа по проекту всегда ограничивается по времени и в среднем длится от 1 до 3 месяцев. Обычно во время обучения дети редко сталкиваются с такими долгими сроками. Домашнее задание нужно подготовить в течение нескольких дней, максимум — к следующей неделе. Но вот с проектной работой все по-другому. Времени на выполнение дается много, а сама задача большая по объёму. Из-за этого становится трудно организовать себя и свою работу. Хочется оставить все на потом, а сейчас ничего не делать. Ведь до срока сдачи еще далеко. Поэтому школьный проект — отличная практика, которая помогает ребенку научиться планировать свою деятельность, распределять свое время и нагрузку, самостоятельно справляться с заданиями «со звездочкой» и брать ответственность за результат.
3. Умение работать в команде
Иногда проект подразумевает работу в паре или группе. При таком формате ребятам нужно делить зоны ответственности, обсуждать между собой детали и идеи, уметь слушать друг друга, аргументировать свое мнение. Такие навыки имеют большое значение. Они пригодятся не только в учебе, но и в жизни, в профессиональной деятельности.
Если ребенок не умеет работать в команде, в дальнейшем ему будет сложно выстраивать рабочие отношения. Ответственный ученик не научится делегировать часть задач товарищам и будет вечно тянуть на себе всю команду. А ученику, склонному откладывать дела на потом, будет труднее проявляться и вообще заставлять себя что-то делать для общего результата. Поскольку в таких условиях его личная ответственность не конкретизирована.
4. Исследовательские навыки
В процессе работы над проектом ученики наблюдают, проводят опыты, добывают нужную информацию, формируют гипотезы, учатся мыслить критически и делать правильные выводы. Например, при создании семейного дерева ребенку нужно провести целое исследование: расспросить бабушку с дедушкой о своих предках, просмотреть семейный альбом, узнать у взрослых, кто изображен на фотографиях, корректно оформить всю информацию в схеме.
Родители в такой ситуации могут его направить и подсказать, где можно искать информацию. А составить рассказ, например, о прадедушке, его судьбе и боевом пути во время ВОВ ребенок сможет уже самостоятельно.
5. Умение работать с информацией
В процессе создания проекта дети постоянно обрабатывают большие объемы информации. Они сопоставляют, обобщают, систематизируют и анализируют данные. Чтобы подготовить проект на тему «7 чудес России», школьник будет искать в интернете самые необычные достопримечательности или уникальные природные объекты страны. В интернете юному исследователю предстоит обработать большой объём разной информации. Задача ребенка — понять, что из этого важнее всего для проекта и интереснее для презентации. Какие факты сделают рассказ более увлекательным, и какие фотографии помогут визуально украсить работу.
Подводя итог: самое главное для родителей — не выполнять задание за ребенка, а поддержать его, помочь, направить если возникнут трудности. Это требует больших усилий и времени, потому что взрослому проще сделать все самостоятельно. Но именно такое невмешательство позволит ребенку извлечь максимальную пользу из проектной деятельности, обрести ценные навыки и почувствовать, что он справился с задачей сам.
Источник: 7ya.ru