Главная / Семья / Усыновление / Вторичное сиротство. Что с этим делать?

Вторичное сиротство. Что с этим делать?

Вторичное сиротство возникает, когда ребенок, потерявший родителей и устроенный в приемную семью, снова возвращается в государственную систему. На вопросы о причинах вторичного сиротства и мерах по его предотвращению отвечает Джессика Франтова, психолог благотворительного фонда «Измени одну жизнь».

Каковы причины вторичного сиротства?

Причин вторичного сиротства несколько. Ребенок, переживший потерю (а такой опыт есть у каждого ребенка, нуждающегося в семейном устройстве, даже если ему всего несколько дней или опека родственная) имеет ряд поведенческих особенностей, ему нужна помощь специалистов. К сожалению, многие семьи игнорируют этот факт, пробуют воспитывать ребенка так же, как кровного, игнорируя опыт полученной травмы. В результате они сталкиваются с ухудшением поведения ребенка, которое и приводит к тому, что ребенка снова возвращают в детский дом. Чаще это происходит в подростковом и предподростковом возрасте – когда у ребенка больше возможностей для того, чтобы через поведение показывать свое состояние и эти проявления пугают взрослых.

О каких именно поведенческих проявлениях вы говорите?

Это так называемое «трудное поведение» — вранье, побеги, воровство. Кроме того, огромной проблемой может стать неспособность ребенка встраиваться в коллектив, учиться в школе — ему сложно высидеть урок, он в постоянном конфликте с учителями и одноклассниками, отказывается соблюдать правила и нормы, агрессивен. Семья не выдерживает постоянного напряжения, необходимости включаться и разбирать достаточно сложные ситуации. И, самое главное, семьи, не получающие помощь и поддержку специализированных организаций, не видят положительной динамики — поведение ребенка как будто бы только ухудшается, возникает страх «а что будет дальше»? Неоправданные ожидания приемной семьи – еще одна из причин отказа от ребенка.

А какие могут быть ожидания у приемных родителей?

Многие хотят принять ребенка в семью по причине того, что не могут стать биологическими родителями. Но обычное родительство и родительство приемное – это две разные вселенные. В приемном родительстве, в любом случае, мы будем говорить о реабилитации ребенка, о возвращении ему доверия ко взрослым — поэтому ожидания, связанные с эмоциональной отдачей, зачастую не оправдываются. На старте семьи мечтают о том, что возникнет любовь, как ребенок будет следовать за ними, слушаться, им кажется, что достаточно только поделиться — и ребенок примет.

Но на практике это происходит не так. Ребенок может отвергать то, что ему предлагают. Довольно распространенный сюжет – семья мечтает о маленькой симпатичной голубоглазой девочке, но не бывает готова к тому, что такой ребенок может иметь очень сложный опыт, связанный с жестоким обращением и проявлять его, совершая жестокие и даже отвратительные поступки.

На старте есть и такая фантазия – ребенок сделает семью более счастливой, научит старших детей заботе, семья сплотится, бабушки и дедушки будут довольны. На практике же выходит, что ребенок с опытом потери требует к себе огромного внимания, при этом отношения с другими членами семьи страдают. Вместо ожидаемых теплых эмоций ребенок вызывает только злость и раздражение, а близкие говорят: «зачем его взяли», «верните обратно».

Может быть и такое, что семья принимает ребенка, не прожив собственную утрату – и ребенок вызывает отторжение, раздражение, ведь он жив, а тот, кого они любили и ждали – умер.

Приемные родители, прежде чем получить заключение о возможности быть опекуном или усыновителем, должны пройти специальную подготовку – школу приемных родителей (ШПР). Разве там не рассказывают об этом?

Об ожиданиях приемных родителей и реальности, которая может им открыться, говорится во время подготовки семьи, в том числе в ШПР. Однако достаточно часто мы слышим, что специалисты предупреждали семью о возможных трудностях, но во время подготовки семьям казалось, что «это не про нас», «у нас такое не случится», предостережения специалистов воспринимались как «страшилки».

Но часто приемные семьи говорят о том, что такой информации им как раз не хватило, чтобы вдумчиво принять решение, оценить свои возможности. К сожалению, нехватку компетентных специалистов мы тоже можем назвать причиной вторичных отказов. Семьям бывает некуда обратиться за помощью. Не все специалисты имеют должную квалификацию, не дают рекомендаций или дают очень расплывчатые, например «подождите, это пройдет», а бывает, что и настраивают семью на возврат: «тут ничего не сделаешь», «они все такие», «вырастет алкоголиком».

У нас в фонде есть курс “Тест-драйв приемного родительства”, на котором мы уделяем этому вопросу много внимания; у нас есть группы для родителей, которые недавно приняли ребенка. Нашими слушателями являются не только будущие родители, но и сотрудники опеки, психологи, волонтеры, мы вовлекаем широкий круг семьи и учителей. Чем больше людей будут вовлечены и будут понимать, в чем сложность, тем с большей вероятностью мы предотвратим возврат.

Что бы вы посоветовали приемным родителям, которые задумываются о том, чтобы вернуть ребенка?

Я предложила бы им обратиться за помощью. Не винить себя, не ругать, а обратиться в профильную организацию, например в наш фонд – мы работаем дистанционно и к нам можно обратиться из любого региона РФ. Мы оказываем бесплатные консультации приемным родителям и готовы помогать разбираться с такой ситуацией. Наш опыт говорит о том, что много отчаяния, безысходности связано с непониманием – как взаимодействовать с ребенком, имеющим травматический опыт, непониманием своих реакций, непониманием как выстраивать дальнейший маршрут жизни семьи. Мы можем поделиться нашими наработками, пригласить на наши обучающие курсы. Даже в ситуации, когда возвращение ребенка неизбежно, бывает важным обсудить, как именно это сделать, какие слова сказать друг другу на прощание, как поддерживать взаимодействие дальше. Возврат это тяжелое испытание для всех участников, и правильно, когда семья получает поддержку в такой ситуации.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Почему важно, что люди подумают?

Если изучить, как именно вы берете или отвергаете информацию из разных источников и от разных …