Четверг , 5 декабря 2024
Главная / Досуг и хобби / Праздники / Школьные олимпиады: инструкция по применению

Школьные олимпиады: инструкция по применению

С каждым годом все больше школьников решают попробовать свои силы в предметных олимпиадах. Ребят привлекает возможность не только проверить знания, но и получить дополнительные бонусы при поступлении. А благодаря разнообразию соревнований ученикам проще выбрать то, что больше подходит по уровню и формату заданий. Подробнее о бонусах, плане подготовки и преимуществах участия рассказывают методисты, составители заданий перечневой олимпиады онлайн-школы “Фоксфорд” Софья Сотникова, Анна Губина, Гульназ Муллагалиева, Екатерина Григорьева и Никита Змановский.

Зачем участвовать в олимпиадах

В первую очередь, участие в олимпиадах по разным предметам помогает школьнику определиться с направлением, в котором ему хотелось бы дальше развиваться, и выявить свои сильные и слабые стороны. Это позволит как можно раньше сформировать траекторию подготовки к сдаче экзаменов и поступлению в вуз.

Кроме того, при решении нестандартных заданий ребенку проще проявить себя, чем при выполнении задач из классического учебника. Это может помочь школьнику раскрыть свой потенциал и пробудить интерес к учебе. Вопросы в олимпиадах опираются не только на стандартные правила, но и содержат отсылки к современной культуре и другим приметам нашего времени. Поэтому поиск ответов на вопросы воспринимается не как занудная контрольная, а как увлекательная игра.

Старшеклассникам особенно полезно участвовать в олимпиадах, ведь призеры и победители получают бонусы, которые помогают им с дальнейшим поступлением в вуз. Например, победа в олимпиадах из перечня Министерства просвещения может принести 100 баллов за профильный предмет на ЕГЭ, несколько дополнительных баллов при подаче документов в университет и другие ценные подарки. Перечень обновляется ежегодно: например, в этом году в него входит олимпиады МГУ им. М.В. Ломоносова “Покори Воробьевы горы” и “Ломоносов” по всем предметам; Сеченовская, Пироговская и Всесибирская олимпиады по дисциплинам естественно-научного профиля; Герценовская олимпиада по иностранным языкам; олимпиада имени В.И. Вернадского и Плехановская олимпиада по гуманитарным наукам; олимпиада “Шаг в будущее” по инженерному делу и программированию. Официальный перечень Минпросвещения можно найти на сайте Олимпиада.ру.

За победу во всероссийской олимпиаде (ВсОШ) школьники могут рассчитывать на поступление без экзаменов в любой российский вуз, а в ряде регионов – еще и на значительное денежное вознаграждение.

Приятным бонусом во время участия в олимпиадах может стать знакомство с единомышленниками. Помимо чатов, где участники обмениваются материалами для подготовки, встретить близких по духу людей можно и на очных этапах соревнований. Например, заключительный тур всероссийской олимпиады всегда проходит на единой площадке, где участники со всей России не только тренируются, но и живут вместе несколько дней. На финал перечневых олимпиад ребята тоже съезжаются из разных городов. Так, олимпиада “Фоксфорда” состоится в Академической гимназии в Москве, а олимпиада НИУ ВШЭ “Высшая проба” — в кампусах вуза и на партнерских площадках сразу в нескольких регионах страны. В таком формате школьники могут пообщаться друг с другом и найти друзей с похожими целями и планами на жизнь.

Благодаря участию в олимпиадах ребенок развивает навыки, которые пригодятся ему и в профессиональном развитии — например, тайм-менеджмент и способность работать в условиях ограниченного времени, самостоятельность и ответственность, а также настойчивость и сила воли.

Как подготовиться к олимпиаде

Оптимальный срок подготовки зависит от уровня знаний ученика и сложности олимпиады. В среднем рекомендуется начинать подготовку за полгода-год до соревнования. Однако при наличии хорошей предметной базы и регулярных занятиях можно подготовиться и в сжатые сроки. В этом случае большую роль играет вовлеченность ребенка, его интерес к предмету и мотивация.

При подготовке можно обращаться к специализированным пособиям от составителей олимпиадных заданий и членов жюри. Главное при выборе книги — учитывать наличие подробных решений и пояснений от авторов. Например, в качестве основного по одному из самых популярных предметов — русскому языку рекомендуется пособие под редакцией А.М. Камчатнова, но полезно использовать и дополнительные материалы: “Лингвистические задачи” Б.Ю. Нормана, “Лингвистика в задачах” А.Н. Журинского, “Викторины по русскому языку” Е.А. Евлампиевой, “Лингвистические задачи” А.А. Зализняка. Выпускники могут обращаться к вузовским учебникам, но погружаться в них с головой не стоит — достаточно смотреть только те разделы, которые пригодятся на олимпиадах. Для углубления знаний по теории и истории русского языка пригодятся специализированные интернет-ресурсы: портал Грамота.ру, словари русского языка на сайте Академик, Национальный корпус русского языка.

Для сравнения: ключевым элементом подготовки к соревнованиям по английскому языку являются пособия для сдачи международных экзаменов — большинство олимпиад ориентированы именно на такой формат, поэтому задания и структура аналогичны. Участнику нужно иметь под рукой методические материалы от Ю.Б. Курасовской, А. Гулова, Л.А. Городецкой и К.С. Махмурян. Также у школьника должен быть навык работы с электронными словарями (а не онлайн-переводчиками). Например, Oxford Collocation Dictionary и Cambridge dictionary.

Если есть возможность, стоит заниматься с учителем или репетитором. Выбор зависит от уровня самоорганизации и целей ученика. Самостоятельная работа тоже эффективна, но полезнее будет, если кто-то поможет ребенку структурировать обучение и сможет давать регулярную обратную связь. В выпускных классах лучше обращаться к преподавателю с опытом подготовки детей к олимпиадам или составления олимпиадных заданий: он сможет объяснить специфические способы решений, неизвестные обычному учителю или репетитору по предмету.

Главное в подготовке – регулярная практика. В олимпиадах по любому предмету нужно опираться на задания прошлых лет, которые можно найти на портале Всероссийской олимпиады школьников или в архивах перечневых олимпиад. Чем больше задач удастся решить, тем выше шанс успешно справиться на олимпиаде. Не говоря о том, что постоянное улучшение результатов положительно влияют на самооценку ребенка и его уверенность в своих силах.

На протяжении всего периода подготовки ученику требуется поддержка. Важно, чтобы учителя и родители объяснили ему, что в олимпиаде он соревнуется не с другими, а с собой. Поэтому проигрыш нужно воспринимать лишь как повод восполнить пробел в знаниях. К тому же разнообразие олимпиад повышает шанс успеха хотя бы в одной из них, поэтому первая неудача – не повод останавливаться.

Типичные ошибки по русскому языку 

Типичные ошибки в олимпиаде по русскому языку и как их не допустить — рекомендации от Гульназ Муллагалиевой.

Чаще всего участники олимпиад совершают ошибки из-за невнимательности или спешки. Важно несколько раз перечитывать задание и выделять нужную информацию, которая поможет дать правильный ответ.

Самый сложный раздел для участников олимпиады — фразеология. Больше всего неточностей допускается именно в задачах на поиск устойчивых словосочетаний в тексте. Чтобы справиться с такими вопросами, стоит повышать уровень начитанности и обратиться к практическому курсу Е.А. Евлампиевой “Русская фразеология”.

Поскольку в школе не изучается история языка, многие ребята испытывают трудности в выполнении задач на перевод со старославянского или древнерусского, а также в заданиях по происхождению слова или установлению связей с исторически однокоренными словами. Для успешного ответа требуется опыт вдумчивого и внимательного прочтения древнерусских текстов и глубокое погружение в историю языка. Хорошим подспорьем могут стать пособия В.В. Виноградова “История слов”, Л.А. Введенской “Этимология” и С.Г. Шулежковой “Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка”.

Практически всегда у ребят вызывает затруднения раздел словообразования, так как в школьной программе на каждую часть речи отводится всего по одному часу. По той же причине школьники плохо ориентируются в признаках частей речи. Для улучшения результатов ученик может попросить учителя разбирать с ним эти темы внеурочно либо обратиться к репетитору для более детального рассмотрения данных блоков. Из методических пособий рекомендуются “Современный русский язык. Словообразование” В.Н. Немченко и “К тайнам словообразования” В.И. Максимова.

Чек-лист для самопроверки по русскому языку

Чек-лист для самопроверки перед олимпиадой по русскому языку от Никиты Змановского — двукратного призера ВсОШ, преподавателя олимпиадного русского с 7-летним стажем и составителя заданий для перечневых олимпиад и ВсОШ.

  • Я знаю всю необходимую организационную информацию об олимпиаде: количество туров, сроки проведения, даты регистрации, необходимые документы и т. д.
  • Я прорешал(а) задания олимпиады прошлого года (а лучше — последних нескольких лет).
  • Я знаю все правила орфографии и пунктуации, которые изучаются в школе.
  • Я хорошо помню всю школьную лингвистическую терминологию, могу без труда отличить наречие от слова категории состояния, суффикс от постфикса, составное глагольное сказуемое от составного именного сказуемого.
  • Я умею выполнять и правильно оформлять все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический.
  • Я могу дать толкование произвольному слову, описать особенности его употребления и стилистики.
  • Я умею читать тексты, записанные в дореволюционной орфографии, не путаю ять с ером.
  • Я могу проанализировать жаргонную или диалектную речь, меня не пугают нестандартные формы языка и нетипичные речевые жанры.
  • Источник: 7ya.ru

    Смотрите также

    Что приготовить из тыквы помимо крем-супа: 3 оригинальных рецепта

    Этот плод бывает разных размеров и форм, а всего его видов насчитывается более 700 — …