Четверг , 25 апреля 2024
Главная / Дети / Детский досуг / Окружающий мир весной: учим детей наблюдать за природными явлениями

Окружающий мир весной: учим детей наблюдать за природными явлениями

Благодаря наблюдению за окружающим миром дети развивают наблюдательность, внимательность и логическое мышление. Это немаловажно как для подготовки к школе, так и в процессе обучения. Такие наблюдения позволяют показать детям природу во всем ее многообразии. Кандидат педагогических наук, педагог с 24-летним стажем, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Оксана Чугайнова рассказывает о том, как помочь ребенку исследовать весеннюю природу и получать от этого максимальную пользу.

За какими явлениями можно наблюдать весной?

Сезонные изменения связаны с продолжительностью дня и ночи, температурой воздуха, поведением животных и другим состоянием живой и неживой природы.

Весной можно последовательно наблюдать:

  • за таянием снега на солнечных участках, вокруг деревьев и образованием проталин;
  • за ледоходом;
  • за прилетом птиц и гнездованием;
  • за набуханием почек;
  • за появлением первой листвы и цветов;
  • за работой людей в полях и огородах.
  • Разумеется, весенние явления отличаются в зависимости от региона. Когда в Москве встречают первую зелень, на Ямале еще лежит снег.

    Как наблюдать правильно?

    Наблюдать за изменениями весенней природы можно в процессе пеших прогулок с ребенком в парке, в лесу, во дворе, просто по улицам города. Для этого привлекайте внимание детей к растениям, почвенному покрову, небу. Прислушайтесь к звукам природы, голосам птиц, подчеркивая их красоту и необычность. Задавайте вопросы, исследуйте, сравнивайте разные объекты природы между собой. Учите ребенка находить взаимосвязи между ними. Например, пчелы разносят цветочную пыльцу, которая нужна для хорошего урожая и размножения растений, а взамен получают питание и «производят» мед.

    Для закрепления знаний можно:

  • рассказывать о весенних народных приметах и искать им подтверждение;
  • загадывать загадки и сочинять их;
  • читать стихи, рассказы о весенней природе;
  • самим описывать то, что привлекло внимание;
  • рисовать растения, животных и пейзажи любыми доступными способами и техниками;
  • делать вместе с ребенком и друзьями аппликации, лэпбуки, фотоколлажи и видеоролики;
  • вести календарь изменений в природе;
  • сочинять экологические сказки.
  • С 6-7 лет дети уже могут осознавать связь между явлениями природы и жизнью животных и растений. Например, соотносить повышение температуры и прилет пернатых: потепление — появление растений — появление насекомых — прилет птиц.

    С дошкольником можно наблюдать за таянием снега и появлением проталин. Первоначально обратите внимание на то, что весной стало больше солнечных дней. Почувствуйте тепло солнечных лучей на разных поверхностях, заметьте, в каких местах снег растаял быстрее, стал липкий, грязный и появились первые проталины (вокруг деревьев, на солнечных открытых местах). Наблюдайте в течение недели за горкой снега и отмечайте, что изменилось. Вместе с ребенком поразмышляйте, почему так происходит.

    Наблюдая с младшим школьником за таким весенним явлением, как появление первоцветов, старайтесь задавать вопросы на размышление: «Почему одуванчики (примула, медуница), расцвели именно здесь, а не за домом? Почему одуванчики, которые появились на открытой полянке, крупные, с толстыми листьями, их много, но они низкорослые, а те, что растут на лугу, тонкие, высокие, но их мало?» Подведите ребенка к выводу о влиянии воды, солнечного тепла, света и других растений на их рост и развитие.

    Наблюдая за появлением листьев на деревьях, выберите несколько разных (верба, береза, дуб) и наблюдайте в течение месяца, у каких деревьев листья распускаются быстрее. Результаты можно фиксировать на фото и потом, смонтировав ролик, посмотреть, есть ли разница, и обсудить, почему так происходит.

    Поддерживайте интерес ребенка, заранее выберите объект, придумайте задания. Готовьтесь к прогулке, экскурсии или походу вместе, подбирайте необходимое оборудование для наблюдения (увеличительное стекло, бинокль, блокнот для записи, измерительные приборы и др.). Перевоплощаясь в исследователей, организуйте прогулку в форме занимательной игры.

    Можно записывать в календаре, как меняется температура воздуха, фиксировать раз в неделю на фото одни и те же места или разные объекты в городе и сделать альбом «Весна в моем городе (дворе)».

    Наблюдения за природой позволяют не только сформировать экологические знания и познавательный интерес, но и любовь к природе родного края.

    Источник: 7ya.ru

    Смотрите также

    8 самых полезных лайфхаков для изучения любого языка

    Существует мнение, что выучить иностранный язык очень сложно, а полиглоты, бегло говорящие на нескольких языках …